Необыкновенный «концерт»

Хроника - Ограбление банков и музеев

необыкновенный «концерт»

Крупнейшей музейной кражей в истории США стало ограбление музея Изабеллы Стюарт-Гарднер в Бостоне 18 марта 1990 года. Похищенные произведения искусства оцениваются минимум в 300 миллионов долларов. Преступление по сей день не раскрыто.

Ограбление было совершено во втором часу ночи после Дня Святого Патрика, который в Бостоне справляют особенно бурно. В дверь служебного входа музея постучали, и дежурный охранник отворил. Почему он нарушил строжайшую инструкцию, которая запрещает открывать посреди ночи кому бы то ни было, он и сам потом объяснить не мог. На пороге стояли двое усатых мужчин в форме офицеров бостонской полиции. Впоследствии очевидцы признавались, что усы производили впечатление фальшивых. Но в тот момент, когда визитеры заявили, что в участке сработал сигнал тревоги, на усы как-то никто не обратил внимания. И хотя вошедшие не имели при себе никакого оружия, существенного сопротивления ни один из двух охранников не оказал. Нажать кнопку тревоги, расположенную за столом дежурного, они не успели. Оба очутились в подвале в наручниках и обмотанные особо прочной клейкой лентой, какую употребляют в строительстве для герметизации труб. А грабители беспрепятственно, не спеша, но и не теряя времени даром, приступили к делу.

Музей Изабеллы Стюарт-Гарднер – одно из лучших в мире частных собраний. Наследница текстильного короля, она, как многие состоятельные люди, начала покупать картины для украшения собственного дома. Потом стала посещать лекции по истории искусств и увлеклась эпохой Возрождения, после чего превратилась в серьезного коллекционера. Ее коллекция собрана при участии выдающегося американского искусствоведа, выходца из Литвы Бернарда Беренсона. В ней представлены хрестоматийные работы Боттичелли, Тициана, Рембрандта. Специально для музея было спроектировано и построено четырехэтажное здание Фенуэй-корт в стиле венецианского дворца XV века с использованием подлинных архитектурных деталей, привезенных из Европы. Музей открылся в 1903 году.

Грабители неплохо ориентировались в музее. Они направились на второй этаж, в Голландский зал, и извлекли из рамы полотна Рембрандта «Буря на море Галилейском», «Дама и господин в черном» и «Автопортрет». Из того же зала забрали «Концерт» Вермеера – самую ценную из похищенных картин. Преступники действовали варварски: они вырезали холсты из рам. У четвертого Рембрандта они попытались взломать раму, но рама оказалась слишком прочной, и картину оставили в покое. Последней жертвой в Голландском зале стал «Пейзаж с обелиском» Говарта Флинка – ученика Рембрандта, чьи работы прежде приписывались учителю.

От голландцев мнимые полицейские перешли в Малую галерею второго этажа и сняли со стены пять акварелей и рисунков Эдгара Дега. Из Голубой гостиной на первом этаже похитили картину Мане «У Тортони».

На всю операцию ушло полтора часа. Перед отбытием с места преступления грабители стерли записи видеокамер внутреннего наблюдения. Осталось загадкой, почему они не поднялись на третий этаж, где висит самый ценный экспонат музея – «Европа» Тициана, которую часто называют «Похищение Европы». Не тронули они ни Боттичелли, ни Рафаэля, ни рисунок Микеланджело, ни других, помимо Мане, импрессионистов. Зато грабители прихватили относительно дешевые предметы – бронзовый китайский кубок XI века и бронзового орла, некогда венчавшего древко флага наполеоновской армии.

Внешность преступников удалось установить лишь в самых общих чертах. На сайте ФБР оба описаны как белые, черноволосые и черноглазые, 30–35 лет от роду, комплекции средней, один ростом метр восемьдесят, круглолицый, другой пониже, с лицом продолговатым и в очках в золотой квадратной оправе, с бостонским акцентом. За помощь в расследовании назначено вознаграждение – сначала оно составляло миллион долларов, но потом сумму увеличили до пяти миллионов.

Основной версией следствия была и остается версия о причастности к ограблению организованной преступности. Во-первых, воры действовали высокопрофессионально и не оставили никаких следов. Во-вторых, реализовать похищенное дилетантам не под силу. В-третьих, в Бостоне мафия ирландская, тесно связанная с ирландскими террористами; ирландские же террористы известны тем, что похищают художественные ценности и потом возвращают за выкуп, пополняя таким образом свой бюджет.

По мнению следователей, о музейной краже такого масштаба не мог не знать главарь бостонской ирландской мафии Джеймс Балджер, однако спросить его об этом пока не представляется возможным.

Еще один подозреваемый в соучастии – известный арт-дилер сомнительной репутации Михаэль ван Рейн. Этот человек ведет или вел двойную жизнь. Будучи осведомителем Скотланд-Ярда, он постоянно путается в разные подозрительные истории то с поддельными шедеврами, то с крадеными, при этом выставляя себя непримиримым разоблачителем махинаторов.

В декабре 1999 года с ним встречался корреспондент журнала Atlantic Monthly. Встреча имела место на Тенерифе, где теперь живет ван Рейн с женой и двумя детьми. Антиквар рассказал журналисту, что едва успел улететь из Нью-Йорка – агенты ФБР готовились арестовать его за соучастие в ограблении музея Стюарт-Гарднер. Музей он не грабил, но знает, кто организовал похищение картин и где они могут сейчас быть. Но если он сообщит эту информацию ФБР, его почти наверняка убьют.

Мало-помалу круг подозреваемых сузился до двух лиц. Один из них – опытный музейный вор Майлс Коннор, другой – его коллега и подручный Уильям Янгворт. Правда, в 1990 году Коннор сидел в тюрьме, отбывал 15-летнее заключение за контрабанду антиквариата. Но руководить ограблением можно и из-за решетки.


Картина Вермеера «Концерт» – самая ценная из похищенных. Вверху слева: сотрудник охраны музея Изабеллы Стюарт-Гарднер в утро после ограбления

Майлс Коннор имеет репутацию не просто бандита, но и тонкого ценителя изящных искусств. Его можно было видеть на вернисажах и аукционах, его суждения отличаются компетентностью и безупречным вкусом. В 1997 году он дал в тюрьме интервью журналу Time. На вопрос, имеет ли он отношение к ограблению музея Стюарт-Гарднер, Коннор ответил: «Уж поверьте мне – если бы я обделывал это дельце, то перво-наперво забрал бы «Европу».

Но кое-что интересное Коннор о краже рассказал. Еще в середине 70-х он и его коллега по воровскому ремеслу Бобби Донати пришли в музей Стюарт-Гарднер – не грабить, а полюбоваться шедеврами. Но профессия взяла свое, и экскурсанты обменялись мнениями о том, как легко было украсть из музея картины – система безопасности, мол, просто смехотворная. По ходу непринужденной беседы Донати вдруг увидел наполеоновского орла и сказал, что эта штучка ему ужасно нравится.

Майлс Коннор сказал агентам ФБР, что может навести справки и поинтересоваться, чего хотят за возвращение картин те, в чьих руках они сейчас находятся. Но сидя в тюрьме, он этого сделать не может.

ФБР не стало ходатайствовать о досрочном освобождении Коннора. Но в августе 1997 года, когда сумма награды была увеличена впятеро, в редакцию газеты Boston Herald позвонил Уильям Янгворт, криминальный партнер Коннора. И сказал снявшему трубку репортеру, что картины у него и на них можно даже посмотреть.

Репортер мигом согласился. Янгворт посадил его в машину и после 40 минут езды в неизвестном направлении привез в дом, где журналист и впрямь сподобился увидеть полотно Рембрандта «Буря на море Галилейском». Янгворт позволил ему отскоблить от холста несколько чешуек краски для экспертизы.

Условия Янгворта были простые: он готов вернуть все 13 экспонатов в обмен на пять миллионов долларов наградных, иммунитет от уголовной ответственности и освобождение Коннора. Из ФБР ответили, что в качестве «жеста доброй воли» Янгворт должен вернуть одну картину бесплатно. Но ответа так и не дождались.


«Буря на море Галилейском» – одно из трех полотен Рембрандта, украденных из бостонского музея


Экспертиза краски, которую соскоблил журналист, дала противоречивые результаты, но в итоге специалисты все же пришли к выводу, что журналист видел подделку.

Янгворт вскоре попался на банальном угоне автомобиля и в 2000 году уже отсидел свой срок. В том же, 2000 году условно-досрочно вышел на свободу и Коннор. За ними приглядывают. Следователи уверены, что этот дуэт знает об ограблении многое, если не все.

При расследовании убийства на счету каждый час – если преступление не раскрыто по горячим следам, раскрыть его, когда след простыл, гораздо труднее. При расследовании музейной кражи торопиться некуда. Время работает на следствие.

Зачем похищают произведения искусства? Разумеется, прежде всего – чтобы выгодно их продать. Однако если картина всплывет на рынке сразу же после похищения, за нее тотчас ухватятся сыщики. Необходимо выдержать паузу, дождаться, пока об ограблении музея публика забудет, – тогда и можно будет выставить картину на торги на каком-нибудь не слишком заметном аукционе, потому что на первоклассных, Sotheby’s и Christie’s, происхождение предметов искусства тщательно проверяют, хотя никакой закон этого и не требует.

Статистика говорит, что эта пауза длится несколько лет, а иногда и десятилетий. За это время люди умирают, распадаются семьи и создаются новые, наследства делятся между дальними родственниками – одним словом, вопрос происхождения того или иного предмета запутывается, а так называемый добросовестный приобретатель, как известно, не ответчик за чужие грехи. 51 процент похищенного искусства реализуется отнюдь не на «черном рынке», который во многом миф, а легально, через аукционы и галереи. Важно только набраться терпения.

…«Концерт» Вермеера открывает все списки художественных ценностей, находящихся в розыске. А в музее на месте украденных холстов висят пустые рамы – ведь создатель коллекции Изабелла Стюарт-Гарднер запретила менять что-либо в экспозиции.




Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Звёздные кражи

Грабители устроили в Москве охоту за жен

News image

Сегодня в течение часа в российской столице группа неи...

Воры обчистили квартиру актера Епифанц

News image

В квартире известного актера Владимира Епифанцева побывали...

Сельваторе Лучиано (Счастливчик)

News image

Дата рождения - 24 февраля 1897 года Место рождения - Си...

Авторизация



Смотрите подробности тюнинг cf moto x8 на нашем сайте.