Кто на очереди?

Хроника - Ограбление банков и музеев

кто на очереди?

В сентябре новостью номер один всех информационных агентств Украины и России стало ограбление мемориального Музея Федора Решетникова в селе Сурско - Литовское Днепропетровской области. 20 картин Решетникова занимали три комнаты в здании школы. Грабители похитили семь полотен известного советского художника:«Военные игры», «Голубой полдень», «Весенний ручей» и четыре натюрморта, которые подарил художник сельскому музею в 1988 году. Преступники пробрались в неохраняемый музей через окно, им даже не пришлось перепиливать решетки — замки на них открылись без особого труда. 84 летня смотрительница музея,по совместительству еще и школьный сторож, сказать точно, когда была совершена кража, не смогла — десять дней она была на больничном, и музей в ее отсутствие никто не охранял.

Это третья громкая кража из украинских музеев за год. 22 июня в Болотне Иванковского района Киевской области ограбили частный дом родственников известной художницы Марии Приймаченко.

В апреле из художественного музея в Яготине на Киевщине исчезли полотна Татьяны Яблонской, Николая Глущенко, Веры Кулебы, Юрия Злыдня и других украинских художников — всего 33 картины. Грабители проникли в музей ночью, воспользовавшись тем, что после трех часов ночи в городе отключается освещение улиц. Перепилив решетку на окне первого этажа, они беспрепятственно проникли в музей — из - за отсутствия средств в музее не была установлена сигнализация, а вместо военизированной охраны картинную галерею защищала одна бабушка-пенсионерка. Поиск полотен осложняло и то обстоятельство, что в Яготинском музее не было необходимых описи и фотокопий экспонатов. Лишь некоторые картины из похищенных оказались случайно запечатленными на любительских фотографиях работников музея.

Несмотря на это, преступники все же были найдены, картины вернули в музеи, но работники музеев бьют тревогу: состояние их отрасли таково, что ограбление может произойти в любой момент в любом другом месте. За последние годы грабители с «визитами» побывали в Чернигове, Полтаве, Чугуеве, Одессе, Севастополе… и, в лучшем случае, отпор им давали сторожа, вооруженные свистками. Грабят музеи далеко не случайно. Каждое такое преступление — заказное. В Украине уже открыто говорят о существовании «картинной мафии». За ворами стоят весьма влиятельные и богатые коллекционеры, специализирующиеся на живописи соцреализма. Долгие годы она была мало интересна, большие музеи часто отказывались от этих экспонатов в пользу маленьких городов и сел, где они и находились до последнего времени без надлежащей охраны и без особого риска быть похищенными. Когда на Западе искусство соцреализма вошло в моду, ситуация в корне изменилась.

— Почерк у преступников один и тот же, — рассказал директор Обуховского краеведческого музея Юрий Домотенко. — Сначала в музее появляются молодые люди лет эдак по 30, не из местных. Ходят по залам, интересуются живописью, расспрашивают о запасниках. А потом ночью без лишнего шума происходит ограбление. Уверен, что это профессионалы работают. Полтора года назад у нас украли две картины, одна из которых принадлежит кисти Дерегуса.

Противостоять этим ограблениям можно только в том случае, если государство выработает четкую политику поддержки музеев и всего национального достояния, которое хранится там. Сегодня в Украине насчитывается 420 государственных музеев, еще 3500 находится в составе Министерства образования, 100 — в составе Минобороны. Количество частных и музеев общественных организаций — вовсе никто не подсчитывал. Имея бесценные богатства, они практически не охраняются и никак не защищаются государством. В то время, когда эти музеи и их экспозиции гибнут, а здания, находящиеся в центре маленьких и больших городов потихоньку приватизируются, по инициативе Президента В. Ющенко разрабатываются грандиозные планы создания новых музейных комплексов, макетов церквей, на которые не жалеют ни слов, ни сил, ни средств. Так, на один только « Мистецький Арсенал» будет потрачено 1 млрд. гривен. Еще больше планируется вложить в Батуринский комплекс. А, например, для музея в Яготине в бюджете не было заложено 10 гривен на фотопленку, чтобы сделать фотоопись находящихся там шедевров... Только после ограбления (за считанные дни) деньги нашлись не только на фотопленку, но и на современную систему сигнализации.

«СТАРИННЫЙ ПРОМЫСЕЛ»

Кражи картин — «старинный промысел». Одно из самых известных преступлений этого рода датируется еще 1473 годом. Работу Ханса Мемлинга «Страшный суд», заказанную для украшения домовой церкви рода Медичи во Флоренции, переправляли на корабле. По пути корабль был захвачен пиратами. Позже один из похитителей презентовал ее Гданьскому кафедральному собору, где она и находится по сей день.

Самым известным преступлением XX века стала кража знаменитой «Моны Лизы» кисти Леонардо да Винчи в 1911 году. Годом раньше директор Лувра Теофиль Омоль (вскоре после кражи ушедший в отставку) заявлял, что покушение на «Мону Лизу» так же вероятно, как попытка похитить колокола собора Парижской Богоматери. 60 лучших сыщиков парижской полиции не нашли ничего, кроме отпечатка пальца человека, не значащегося ни в каких картотеках.

Картина была найдена в 1913 году, когда похититель, итальянец Винченцо Перруджио, попытался продать ее торговцу антиквариатом (а тот проинформировал об этом полицию). Перруджио утверждал, что хотел вернуть полотно великого соотечественника Италии — в виде компенсации за мародерство Наполеона. Преступник работал в Лувре маляром, воспользовавшись тем, что в зале, где висела картина, никого не было, он снял ее, затем избавился от рамы и вынес полотно из музея, спрятав под заляпанный краской халат.

«Шторм на море Галилейском» Рембрандта, «Едоки картофеля» Ван Гога, «Мадонна с веретеном» Леонардо да Винчи — все эти картины объединяет то, что они были украдены и пока, увы, не найдены. По неполным данным, в розыске сейчас находится около 500 работ Пикассо, 250 — Шагала, более 200 — Ренуара, полсотни картин Ван Гога, сотни творений Дали.

По статистике, обнаруживают лишь одну из десяти похищенных картин. Черный рынок произведений искусства занимает четвертое место в списке наиболее прибыльных сфер преступной деятельности (после торговли наркотиками, оружием и отмывания денег). По недавней оценке ФБР, его годовой оборот составляет порядка 5 млрд. долларов. Возможно, след некоторых картин из длинного списка похищенных будет найден после расследования, проведенного украинскими правоохранителями. В январе этого года они задержали в Кировоградской области подозреваемых в ограблении музеев в Украине, России, Польше, Франции, Италии и Швейцарии. В машине у задержанных под сиденьем была спрятана картина Ивана Айвазовского «Морской вид», украденная летом 2005 года из Одесского художественного музея. Милиция также установила причастность задержанных к похищению из экспозиционного зала Севастопольского художественного музея картины художника Василия Поленова «Монастырь над рекой», стоимость которой на рынке Европы составляет 100 тыс. долларов.

Уже сейчас ясно, что преступники работали «под заказ», сбывая украденное «теневым» коллекционерам раритеты по цене, которая составляла только 5% их стоимости. Местом сбыта был город в одной из стран бывшего СССР.




Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Звёздные кражи

В Германии воры угнали фургон с цирковым

News image

В Германии в ночь на 11 ноября воры угнали фургон, в котор...

Известная актриса стала жертвой ограблен

News image

Екатерину Волкову ограбили в Буэносе Айресе. Актриса прибы...

Экс-министра обокрали на 110 тысяч литов

News image

Экс-министр лишилась украшений Воры обокрали дом члена с...

Авторизация