КРАЖИ ВНЕ ГРАНИЦ

Хроника - Ограбление банков и музеев

кражи вне границ

Украина сегодня далеко не единственная страна в мире, где из музеев похищают произведения искусств. К сожалению, география краж охватила практически весь мир. А самые крупные ограбления происходят в таких благополучных и законопослушных странах, как Германия, Нидерланды, Великобритания, Швеция. Огромный скандал этой весной произошел в России, когда в ходе плановой проверки фондов Эрмитажа обнаружилось исчезновение 221 экспоната (!), среди которых памятники русского ювелирного искусства, ориентировочно оцениваемые в 130 млн. рублей (ныне ведется следствие по этому факту Генпрокуратурой РФ).

Крупнейшей по масштабам похищенного кражей картин ФБР называет налет на бостонский Музей Изабеллы Стюарт Гарднер, совершенный 18 марта 1990 года. Связав охранников, грабители, переодетые полицейскими, похитили 13 полотен, среди которых были работы Дега, Мане, Рембрандта и Вермеера. Общая стоимость украденных картин была оценена приблизительно в 300 млн. долларов. Ни одна из 13 похищенных картин до сих пор не найдена.

Одним из самых «оптовых» похищений считается ограбление Музея Ван Гога в Амстердаме в 1991 году, когда было похищено сразу 20 его работ. Воры проникли в музей среди ночи. Здание охранялось настолько плохо, что грабители позволили себе спокойно осмотреть экспозицию, выбирая, что именно взять. На это они потратили почти час. С места преступления они скрылись на машине охраны. Общая стоимость похищенного была оценена специалистами более чем в 200 млн. долларов.

Удивительно, но даже в Норвегии с ее невысоким уровнем преступности имя художника Эдварда Мунка, работавшего в стиле экспрессионизма, символизма и модерна, все чаще упоминается в связи с дерзкими похищениями его работ. В 1982 году из Музея Эдварда Мунка в Осло была похищена картина «Вампир» (ее нашли и вернули на место только шесть лет спустя). В 90-х годах из Национальной галереи в Осло выкрали картину «Крик». Вскоре норвежская полиция, к которой подключились британские сыщики, вышли на след похитителя. Им оказался безработный футболист, оставивший после похищения в Национальной галерее Осло записку с благодарностью за плохую охрану музея. А в 2004 году средь бела дня вооруженные грабители вынесли из Музея Эдварда Мунка две картины художника — «Мадонну» и второй вариант известного «Крика», которая оценивается специалистами более чем в 60 млн. долларов. В конце августе этого года норвежская полиция нашла похищенные полотна и возвратила в музей. По иронии судьбы сообщение об этом событии появилось в тот же день, что и сообщение о похищении картин Федора Решетникова из сельского музея в Днепропетровской области.

С этой, а также яготинской кражей норвежское преступление роднит и то, что картины Мунка тоже не были застрахованы от похищения, а современную систему сигнализации в музее в Осло установили только после громкого похищения. Одним из самых странных следует признать ограбление галереи искусств в Манчестере в 2003 году. Неизвестные похитители проникли в здание и завладели тремя полотнами Ван Гога, Пикассо и Гогена. Охрана и администрация хватились их только на следующий день, поскольку камеры слежения ничего подозрительного почему-то не зафиксировали. Вскоре в полиции прозвучал анонимный телефонный звонок. Звонивший сообщил, где находятся картины. Полицейские обнаружили их в указанном месте — рядом с общественным туалетом. В оставленной преступниками записке был указан мотив преступления: «Слишком плохая система охраны бросалась в глаза». Полотна были возвращены в музей, но за время своего пребывания вне его стен сильно пострадали от сырости.

Странным, не поддающимся объяснениям, называют специалисты и ограбление в 1992 году Львовской картинной галереи, во время которого были убиты два безоружных работника галереи — искусствовед Дмитрий Шелест и заместитель директора Ярослав Волчек. Из практически неохраняемого музея, где экспонировались полотна Тициана, Рубенса, Тропинина, Перова, Крамского, Репина, Айвазовского, Рериха, Коровина, грабители унесли три картины классиков польского искусства — «Ян III Собеский под Веной» Яна Матейко, «Ноктюрн» и «Соединенные» Артура Гротгера, оцениваемые в 3—4 тысячи долларов США. До сих пор одна из версий случившегося — политический заказ преступления. Как раз в период нападения на галерею шло активное обсуждение вопроса о возвращении культурного наследия Украины, оказавшегося за рубежом. Не была ли эта акция задумана с целью доказать миру, что нашей стране нельзя передавать ценности, потому что она не в состоянии сберечь даже то, что имеет?




Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Звёздные кражи

Сельваторе Лучиано (Счастливчик)

News image

Дата рождения - 24 февраля 1897 года Место рождения - Си...

Грабители похитили из дома Бритни Спирс

News image

Грабители, обворовавшие дом Бритни Спирс в Беверли-Хиллс, ...

В Германии воры угнали фургон с цирковым

News image

В Германии в ночь на 11 ноября воры угнали фургон, в котор...

Авторизация