Преступления в финансово-кредитной сфере

Хроника - Финансовые преступления

преступления в финансово-кредитной сфере

«Один толковый бухгалтер сделает больше чем 10 громил с револьверами», - заявлял в свое время один из корифеев американской организованной преступности. Однако, сегодня созданный в США для противодействия «толковому бухгалтеру» политико-правовой механизм потрясает воображение и вызывает ассоциацию со всеми фантастическо-утопическими произведениями от «Мы» Е. Замятина или «1984» Оруэлла до небезызвестного кинохита «Матрица». Ведь благодаря ему, в США «Большой брат» или «Матрица» пока еще не знают, что творится в голове отдельного гражданина, но уже прекрасно информированы о содержимом его карманов. Более того, например, с 2007 года за сделками с участием иностранного капитала в США теперь следит и ЦРУ, что обозначает отнесение финансовых вопросов к сфере национальной безопасности.

Между тем проблема борьбы с финансовыми преступлениями в контексте повышенного внимания к вопросу «отмывания грязных денег» в США стала активно исследоваться уже с 70-х годов прошлого века, так как преступники могли свободно пользоваться прибылью, которую приносили им торговля наркотиками, мошенничество и другие преступления. Для ее решения был привлечен ряд ведущих американских государственных ведомств.

Так, в 1984 году в Минюсте США была образована постоянная рабочая группа по отслеживанию подозрительных финансовых операций с наличностью. Ее специалистами была разработана форма единого для всех кредитно-финансовых учреждений страны бланка-заявления о подозрительных операциях, отработана система предоставления подробных сведений и их проверки. В этой связи Министерство юстиции США и управление атторнеев получают такие сообщения и осуществляют судебное преследование. Если по конкретным делам необходимо предварительное расследование, то для проверки соответствующих материалов приглашаются специалисты по финансовым вопросам и представители ФБР.

Важную роль в деятельности местных органов по борьбе с «отмыванием денег» играют управления полиции штатов, которые зачастую выходят на преступления в финансовой сфере через другие находящиеся у них в производстве уголовные дела, в особенности связанные с наркотиками, контрабандой, торговлей оружием, проституцией и др.

Наряду с этими структурами, за соблюдением Закона «О банковской тайне» осуществляют надзор американские федеральные органы контроля за банками, к которым относятся: Аппарат ревизора по денежному обращению, Федеральная корпорация по страхованию вкладов, правление Федеральной резервной системы, Управление по контролю за соблюдением законности и Национальная администрация кредитного союза.

Указанные ведомства разработали специальные методики для распознавания возможных нарушений и преступной деятельности в банковской сфере. В процессе проведения проверки банковских структур вышеназванные органы контроля могут сосредоточить внимание на фактах потенциального мошенничества, внутренних злоупотреблений и других преступных действий, в том числе связанных с «отмыванием денег». Для проверки соблюдения Закона «О банковской тайне» или расследования возможных нарушений любых других законов эти ведомства могут осуществлять банковские ревизии, для чего, например, Федеральная корпорация по страхованию вкладов создала свой отдел по экономическим преступлениям, в который вошли специально подготовленные инспектора по изучению возможной преступной деятельности.

Однако особое место в системе учреждений по борьбе с «отмыванием денег» в США занимает Управление по борьбе с финансовыми пре­ступлениями (Financial Crimes Enforcement Network – «FinCEN»), по сути дела, скоординировавшая деятельность всех государственных органов в этой сфере.

Ее история, пожалуй, как-никогда отражает становление американского механизма борьбы с финансовыми преступлениями. Так, в 1989 году министр финансов США Н. Брейди одобрил проект создания в рамках министерства органа, на который возлагалась бы функция обеспечения информационной поддержки расследования правоохранительными органами уголовных дел в финансовой сфере. В свою очередь его инициативу активно поддержали министр юстиции США и директор Управления по борьбе с незаконным распространением наркотиков (DEA).

Реализация самого проекта началась в августе 1989 года, когда из сотрудников таможенных и финансовых органов США была сформирована группа по борьбе с финансовыми преступлениями. И только в 1990 году министр финансов официально объявил об учреждении Управления по борьбе с финансовыми преступлениями (Financial Crimes Enforcement Network – «FinCEN»), провозгласив его главную задачу - содействие правоохранительным органам США в борьбе с легализацией доходов от криминальной деятельности, как на национальном, так и на международном уровне.

Сегодня FinCEN представляет собой информационно-аналитический центр, который собирает, обрабатывает, анализирует и классифицирует финансовую информацию, а затем передает ее компетентным органам. Кроме того, FinCEN играет определенную роль в расследовании дел, связанных с угрозой национальной безопасности США, рассмотрение которых относится к компетенции специальных служб. Его услугами пользуются ЦРУ, ФБР и РУМО, которые используют возможности FinCEN в ходе оперативной разработки лиц, подозреваемых в шпионаже. Так, если верить американским СМИ, именно FinCEN обнаружило подозрительное поступление наличных денег на банковские счета супершпиона XX века, бывшего сотрудника ЦРУ Эймса и своевременно «просигнализировав», способствовало его разоблачению.

Министерство обороны США рассматривает также целесообразность привлечения FinCEN к проверке потенциальных возможностей различных американских стратегий, предназначенных для борьбы с терроризмом, наркотиками и распространением оружия массового уничтожения. Так, аналитики FinCEN совместно с экспертами из DEA, РУМО и Лос-Аламосской национальной лаборатории принимали участие в разработке Системы моделирования и имитации методов борьбы с наркотиками (Counterdrug Modeling and Simulation System - CMASS). В указанной системе имитировались методы, используемые контрабандистами наркотиков, террористами и повстанцами, а также их реакция на ответные действия правоохранительных органов США.

Деятельность FinCEN не ограничивается только национальными рамками, а давно вышло на уровень серьезного международного сотрудничества. В 1992 году FinCEN заключило соглашение с «Tracfin» - Комитетом по обработке разведывательной информации и борьбе с нелегальными сетями Финансовых учреждений, созданным при министерстве финансов Франции. Затем FinCEN подписало соглашение с Национальным управлением уголовной информации Великобритании (National Criminal Intelligence Network - NCIN), австралийской организацией AUSTRAC и другими аналогичными структурами развитых стран.

В 1995 году по инициативе FinCEN Министерство финансов США разработало новые правила, регламентирующие деятельность, направленную на борьбу с «отмыванием денег». Эти правила стали вменять банкам в обязанность сообщать в контрольные органы в стандартизированной и доступной форме обо всех денежных переводах наличных сумм свыше 3 тысяч долларов США. В этой связи финансовая документация, которая в соответствии с Законом о соблюдении тайны банковской деятельности представляется в контрольные органы США, поступает также и в FinCEN, где сформированы и постоянно пополняются базы данных следующих трех основных видов:

- база данных финансовой информации (Financial Data Base - FDB). В указанной базе данных сосредоточена вся финансовая отчетность, представляемая банками и финансовыми учреждениями США в государственные контрольные органы, в том числе:

- декларации о проведенных операциях с наличными суммами, превышающими пороговые значения;

- декларации о финансовых сделках в казино (Currency Transaction Reports by Casinos – CTRC);

- декларации о банковских и других финансовых счетах, имеющихся за границей (Reports of Foreign Bank and Financial Accounts);

- декларации о денежных поступлениях. Эта декларация представляется в американское казначейство каждым, у кого разовые поступления наличных денег на счет в виде дохода от коммерческой или профессиональной деятельности превышают пороговое значение.

Кроме перечисленных документов в FDB содержатся отчеты обо всех подозрительных трансакциях и международных переводах, а также формы в отношении передачи дел на рассмотрение в органы уголовной полиции, заполняемые FinCEN в том случае, когда подтверждается незаконность действий финансовых учреждений;

- база коммерческих данных (содержит сведения о корпоративной и частной собственности, ее источником являются, в основном, базы данных коммерческих аналитических центров и специализированных служб, а также информация Таможенной службы и Службы внутренних доходов США);

- картотека судебных дел правоохранительных органов США, включая базы данных:

-по источникам (Source Data Base);

-по расследованиям случаев «отмывания денег» (Undercover Money Laundering Investigations Data Base);

- по передаче дел на рассмотрение органов уголовной юрисдикции (Criminal Referral Data Base).

В картотеке судебных дел правоохранительных органов США хранятся данные на всех лиц, когда-нибудь попадавших в поле зрения американских правоохранительных органов. В случае, если кто-либо из них становится субъектом конкретного правонарушения, FinCEN в состоянии предоставить заинтересованным ведомствам достаточно полную на него информацию.

С 1991 года в FinCEN действует компьютерная база данных о подозрительных счетах (Suspect Account Records - SAR/ FinCEN). Кроме того, большое подспорье в деятельности FinCEN оказывает АИС TECS (Treasury Enforcement Communications System) - автоматизированная система таможенного управления министерства финансов США, которая содержит информацию о лицах и собственности. Указанная АИС в свою очередь подключена к Национальной системе связи правоохранительных органов (NLETS) и Национальному центру криминальной информации (NCIC). Кроме того, FinCEN имеет доступ к другой электронной базе данных таможенной службы Минфина США (Treasury Enforcement Communications System - TECS II), дающей полную картину о финансовом положении лиц, подозреваемых в контрабанде наркотиков, а также к коммерческим банкам данных негосударственных структур и другим источникам информации.

Таким образом, с созданием FinCEN появилась возможность не только обеспечить централизованный доступ ко всем указанным базам, но за короткое время провести анализ и сопоставление данных, полученных из самых разнообразных источников. По оценке иностранных экспертов, FinCEN - это крупнейшая из всех существующих баз данных, способная в краткосрочный период обрабатывать и анализировать огромные объемы информации. Этими фантастическими возможностями FinCEN обязано использованию системы «искусственного разума» (Artificial Intelligence). Указанная система автоматически отслеживает информацию базы данных FDB, постоянно выявляя в ускоренном режиме с помощью суперкомпьютера подозрительные финансовые операции.

Мощное программное обеспечение систем «искусственного интеллекта» АИС FinCEN позволяет осуществлять автоматическое сканирование 60 государственных и коммерческих баз данных и одновременно проводить анализ разрозненных сведений об одном объекте (организации, частном лице), находящихся в разных учреждениях США. Помимо обработки финансовой базы данных, располагающей конфиденциальной информацией почти за 25 последних лет, FinCEN использует «искусственный разум» для подготовки новых видов справок. Они получили условное название - «Формы об уголовно-наказуемой деятельности». Такие формы составляются в FinCEN в тех случаях, когда банки, инспекторы министерства финансов, налоговой службы и другие проверяющие обнаруживают подозрительные с точки зрения законности операции.

Но это только начало, по заявлению руководства FinCEN, в недалеком будущем все вышеназванные правительственные базы данных будут объединены в системе новейшей технологии AI/MPP (MPP-Massive Parallel Processing - системе массированной параллельной обработки информации), в рамках которой будет осуществляться мониторинг всего американского электронного банковского процесса в режиме реаль­ного времени. Система будет подсоединена к выходным портам отдельных компьютеров с информацией обо всех операциях, совершаемых с помощью кредитных карточек Visa, MasterCard, American Express и других

Это, как заявляют в FinCEN необходимо, чтобы была возможность в режиме on-line фиксировать подозрительные моменты и все преступные операции. Кроме того, ведутся работы в целях того, чтобы указанная система «искусственного интеллекта» осуществляла также автоматическое распознавание заполненных от руки финансовых бланков и дешифровку неправильно введенных имен, аббревиатур и других параметров. Это позволит FinCEN после подсоединения к системе отслеживания депозитных операций регистрировать движение финансов в момент совершения операции. Если что-то вызовет у локального компьютера подозрение, федеральный компьютерный центр автоматически подаст сигнал тревоги компьютеру банка-получателя. В результате выплата денег будет предотвращена еще до окончания банковской операции.

Говоря об организационной структуре FinCEN следует отметить, что кроме штатных сотрудников в Управлении работают прикомандированные представители таможенной службы, министерства финансов, Секретной службы, Федерального бюро расследований, Бюро по контролю оборота алкогольных напитков, табачных изделий и огнестрельного оружия, Почтовой службы, Службы внутренних доходов, Службы судебных исполнителей, Управления по борьбе с незаконным распространением наркотиков и Федеральной резервной системы США. Ежегодный бюджет FinCEN составляет около 300 миллионов долларов США.

Организационно-штатная структура FinCEN состоит из следующих отделов:

- Отдел стратегического анализа (Office of Strategic Analysis - OSA).

В его задачу входит изучение различных видов финансовых преступлений, разработка аналитических методов выявления намечающихся и существующих тенденций в различных областях криминальной деятельности и новых способов «отмывания денег». Отдел также проводит исследования этой проблемы за рубежом. Они позволяют оценить степень уязвимости того или иного региона в процессе «отмывания денег», принять необходимые законодательные акты, предназначенные для борьбы с этим видом преступности.

OSA готовит и распространяет свою аналитическую продукцию, в которой отражаются глобальные тенденции, современные методы и способы «отмывания денег». Издает информационные бюллетени по данной проблематике, в частности «FinCEN Update».

Отдел является организатором проводимых как в США, так и за границей конференций, семинаров и симпозиумов по проблемам «отмывания денег» и других видов финансовых преступлений. К проведению указанных семинаров FinCEN привлекает такие международные организации, как Интерпол, Организацию экономического сотрудничества и развития, а также FATF.

В OSA создана автоматизированная информационная система сбора, хранения и использования данных о судебных делах по «отмыванию денег» (Automated Money Laundering Case Information System - AMLCIS). По существу, данная система представляет собой новую базу документальных данных, обеспечивающую возможность доступа ко всем делам, в расследовании которых принимало участие FinCEN.

OSA в свою очередь, состоит из двух основных подразделений - сектора обработки данных и международного сектора.

Сфера деятельности сектора обработки данных - проблемы финансовой преступности в США. На основе анализа данных, содержащихся в декларациях об осуществленных внутри страны операциях с наличными деньгами, сектор отслеживает эволюцию излишка наличности федерального резерва США, регистрирует возникновение новых тенденций в сфере криминальной финансовой деятельности и формулирует задачи правоохранительных органов по борьбе с ними. Данное подразделение также ответственно за обеспечение консультативной помощи законодательным, правоохранительным и правительственным органам США.

Международный сектор анализирует и изучает декларации о международных денежных переводах, которые обязаны представлять в контрольные органы страны все банки, а также частные лица при въезде в страну или выезде из нее. На основании этих исследований выявляются существующие тенденции в движении наличности и строятся их модели.

- Отдел обеспечения операций по борьбе с незаконным распространением наркотиков (Office of Operation Support and Narcotics - OOSN). В его задачу входит предоставление правоохранительным и контрольным органам США аналитических документов и методик, а также информационное обеспечение проводимых этими органами расследований. Отдел обеспечения операций по борьбе с наркобизнесом включает в себя два подразделения - сектор по борьбе с наркобизнесом и сектор по оказанию помощи расследованию. Задача аналитической деятельности обоих секторов - выявление существующих связей и отношений между различными подозреваемыми лицами. Сектор по борьбе с наркобизнесом принимает участие в реализации программ, разрабатываемых Оперативной группой по борьбе с организованным наркобизнесом (Organized Crime Drug Enforcement Task Force - OCDETF), подчиняющейся Министерству юстиции США. Одна из ее программ предусматривает координацию расследований и судебного преследования по факту контрабанды наркотиков в различных географических районах США. В группе работают сотрудники федеральных штатных и местных правоохранительных органов, которые поддерживают тесные рабочие контакты с Министерством юстиции США. Группа насчитывает 13 региональных отделений, которым сектор по борьбе с наркобизнесом OOSN FinCEN оказывает поддержку методического и информационного характера.

- Отдел пресечения Финансовых преступлений (Office of Financial Crimes - OFC). Указанный отдел также состоит из двух подразделений - сектора «беловоротничковой преступности» и сектора развития дел. Сектор «беловоротничковой преступности» оказывает правоохранительным органам помощь в расследовании дел в сфере банковского, почтового и других видах мошенничества.

Сектор развития дел имеет два отделения - отделение по определению подозреваемых объектов с помощью системы искусственного интеллекта (Artificial Inntelligence Targeting Branch - AITB) и отделение по разработке специальных проектов (Special Projects Branch - SPB).

AITB занимается выявлением преступных финансовых учреждений и лиц, замешанных в «отмывании денег», коррупции, взяточничестве, нарушении налогового и таможенного законодательства. SPB оказывает правоохранительным и контрольным органам помощь в разработке программ или планов специальных расследований по делам, связанным с «отмыванием» денежных средств или с другими финансовыми преступлениями.

- Отдел развития информационных систем (Office of System Inntegration - OSI) занимается техническим обслуживанием используемых в FinCEN электронных систем, баз данных и средств связи. Отдел создает также новую автоматизированную информационную систему хранения и обработки извещений о возбуждении уголовных дел (Financial Institutions Regulatory Agencies Criminal Refferal Enforcement System - FIRACRES), в которую банковские и другие кредитно-финансовые учреждения должны направлять материалы для их введения в АИС FinCEN.

Возможности FinCEN сегодня активно используются американскими правоохранительными органами и спецслужбами в рамках, так называемой, специальной программы «Ворота», которая в 1993 году прошла апробацию в штате Техас, а затем получила широкое распространение в других штатах США. Она предоставила государственным чиновникам, налоговым инспекторам и представителям местных правоохранительных органов доступ к вышеуказанной гигантской федеральной финансовой базе данных - Federal Data-Base (FDB). При этом квота пользователей информации в рамках программы «Ворота» постоянно расширяется. Так, прямой доступ для работы с ней предоставлен, в том числе помощникам шерифа, которые могут получать всю информацию по тем или иным лицам, подозреваемых в совершении преступлений.

Однако, если у американских государственных чиновников и сотрудников правоохранительных органов США возможности FinCEN вызывают восторг, то у американской общественности - многочисленные вопросы и обвинения в нарушениях «прав человека». Ведь система отслеживания финансовых потоков, депозитов и др. кардинальным образом изменяет взаимоотношения между гражданами, банками, бизнесом и государством. А деятельность FinCEN дает возможность правительству США сконцентрировать в своих руках всю полноту информации о частных лицах (как американцах, так и граждан других государств) и несет, соответственно, потенциальную угрозу их использования в своих интересах.




Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Авторизация



http://www.firma-gotovaya.ru/ продам готовую фирму в екатеринбурге.